В 1889 году Япония получила
конституцию. Конституция 1889 года имела своим образцом конституцию
Пруссии, одну из наиболее реакционных в Европе.
Японский государствовед Нокано Томио подсчитал, что из 70 ее статей
46 являются прусскими, и вообще не нашел в ней более трех
оригинальных статей.
Конституция предоставила императору неограниченную законодательную,
исполнительную и судебную власть, слегка затушеванную
"демократическими" установлениями.
Особа императора объявлялась "священной и неприкосновенной",
правящая династия - "непрерывной на вечные времена". Официальная
теория причисляла императора к богам.
Постепенно утверждается, однако, следующее правило: император
никогда не предпринимает ничего важного без своих советников. Власть
последних распространялась очень широко. В их состав, помимо членов
Тайного совета, входили: генро - внеконституционный совещательный
орган при императоре, сошедший со сцены со смертью последнего генро
Сайондзи лишь в конце 30-х годов нынешнего столетия, министерство
императорского двора, совет маршалов и адмиралов и др.
Тайному совету было передано рассмотрение важнейших государственных
дел, и фактически любой вопрос мог быть в его компетенции.
Правительство советовалось с ним по всем важным вопросам политики,
от него исходило одобрение императорских указов о назначениях; он
имел право толкования конституции.
Весьма сильным было влияние военной клики. Быстрое развитие
капиталистической промышленности в Японии происходило в условиях не
ликвидированных феодальных отношений. Вследствие этого рынок сбыта
промышленных товаров был весьма ограничен.
Внутренняя слабость японского капитализма толкала его на ограбление
Китая и других стран. Но это как раз и породило монополию военщины.
Императорское обращение 1889 года установило, что все наиболее
важные вопросы, относящиеся к армии и флоту, докладываются
императору начальниками соответствующих штабов, помимо кабинета и
даже помимо военного и морского министров. Последние должны были
принадлежать к высшему военному командованию и состоять на
действительной военной службе. А так как кабинет не мог быть
сформирован без военного или морского министров, военная клика
получала возможность прямого влияния и на состав кабинета, и на его
деятельность.
В 1913 году генералитет получил согласие императора на увеличение
армии и флота не только помимо парламента, но и помимо кабинета,
причем премьер узнал об этом решении уже после того, как оно
состоялось.
Своеобразное положение японского кабинета определялось, с одной
стороны, его зависимостью от императора и придворной камарильи, с
другой - почти полной независимостью от парламента.
Его не могли свалить ни вотум недоверия, поскольку последний не был
известен японской теории и практике, ни отставка отдельных
министров, поскольку ни один закон не предусматривал коллегиальной
ответственности министров, ни даже отклонение бюджета парламентом,
так как конституция разрешила в этом случае применение бюджета
предшествующего года.
Исключение из этого правила могло иметь место только после отставки
морского или военного министра в случаях, когда военные саботировали
вхождение в данный кабинет.
Японский кабинет не был многочисленным. В первый период своего
существования он состоял из 10 человек: министра-президента,
министров иностранных дел, внутренних дел, финансов, военного,
морского, юстиции, просвещения, сельского хозяйства и торговли,
связи.
Японский парламент состоял из двух палат: палаты пэров и палаты
представителей. Последняя избиралась "народом".
Правом голоса обладали лица мужского пола, платившие не менее 15 иен
прямого налога и достигшие 25 лет (пассивное избирательное право - с
30 лет). Высокий имущественный и возрастной цензы отстраняли от
участия в выборах подавляющую часть населения. В выборах первого
японского парламента участвовало лишь около 1% населения. Не
удивительно, что около половины депутатов этого парламента
составляли помещики (48%).
Компетенция нижней палаты была крайне узкой. У нее не было
инициативы в деле изменения конституции: парламент мог рассматривать
только те поправки к конституции, которые исходили от императора.
Законодательная власть принадлежала, по конституции, парламенту
совместно с императором, имевшим право отклонить принятый палатами
законопроект без каких-либо условий и ограничений. В промежутках
между сессиями парламента император пользовался правом издавать
указы, имевшие силу закона, хотя и требовавшие последующего их
утверждения парламентом.
Незначительной была компетенция парламента и в вопросах бюджета: две
трети бюджета не зависели от парламента.