Миниатюрная скульптура — нэцкэ -
получила широкое распространение в XVIII — первой половине XIX
в. как один из видов декоративно-прикладного искусства.
Появление ее связано с тем, что национальный японский костюм —
кимоно — не имеет карманов и все необходимые мелкие предметы
(трубка, кисет, коробочка для лекарств и др.) прикрепляются к
поясу с помощью брелока-противовеса. Нэцкэ поэтому обязательно
имеет отверстие для шнурка, с помощью которого к нему
прикрепляется нужный предмет. Брелоки в виде палочки и пуговицы
употреблялись и раньше, но с конца XVIII столетия над созданием
нэцкэ уже работали известные мастера, ставившие свою подпись на
произведениях.
Нэцкэ — искусство городского сословия, массовое и демократичное.
По сюжетам нэцкэ можно судить о духовных запросах, повседневных
интересах, нравах и обычаях горожан. Они верили в духов и
демонов, которых часто изображали в миниатюрной скульптуре. Они
любили фигурки «семи богов счастья», среди которых наиболее
популярны были бог богатства Дайкоку и бог счастья Фукуроку.
Постоянными сюжетами нэцкэ были следующие: растрескавшийся
баклажан со множеством семян внутри — пожелание большого
мужского потомства, две уточки — символ семейного счастья.
Огромное число нэцкэ посвящено бытовым темам и повседневной
жизни города. Это бродячие актеры и фокусники, уличные торговцы,
женщины за разными занятиями, странствующие монахи, борцы, даже
голландцы в их экзотической, с точки зрения японцев, одежде —
широкополых шляпах, камзолах и брюках.
Отличаясь тематическим разнообразием, нэцкэ сохраняли свою
изначальную функцию брелока, и это предназначение диктовало
мастерам компактную форму без хрупких выступающих деталей,
округленную, приятную на ощупь. С этим связан и выбор материала:
не очень тяжелого, прочного, состоящего из одного куска. Самыми
распространенными материалами были разные породы дерева,
слоновая кость, керамика, лак и металл.
|