Религия
Синто
Буддизм
Секты
Дзэн
Конфуцианство
Религия
В вопросах религии Япония проявляет
величайшую терпимость. Так, почти вен японцы исповедуют
синтоизм, но при этом принадлежат к одной из многочисленных
буддийских общин, руководствуясь в жизни принципам»
конфуцианства.
Синто
Экуменизм в действии
Прагматичность, свойственная японцам, характерна и
для их верований. Синтоизм подчинен жизни, буддизм -
смерти. Соответственно, в мир младенец входит по
синтоистскому обряду, а погребают усопших - по
буддистскому. Период же между рождением и кончиной -
собственно, вся человеческая
жизнь
- определяется третьей системой, конфуцианством. |
Синто — «путь богов» -древнейшая
религия Японии, культивирующаяся исключительно в этой стране. В
основе ее лежит миф о возникновении мира, согласно которому
Земля и императорский род ведут свое происхождение от богини
Солнца Аматэрасу. Она - дочь прародительской божественной пары
Идзанаги и Идзанами, создавших японские острова. Богиня Солнца
ниспослала на землю своего внука Ниниги, потомкам которого
поручила во веки веков править Японией, передав для них символы
священной власти императоров – меч, ожерелье и зеркало, до сих
пор хранящиеся в синтоистском святилище Исе. Правнук Ниниги
Дзимму-тэнно завоевал священную местность Ямато и основал там в
660 г. до н. о. японское государство.
Синтоизм возник из древнего культа
отожествления умерших предков и природы, при котором горы, реки,
деревья или природные явления могли стать божествами (ками).
Такие священные объекты ограждаются уплетенным из рисовой соломы
и украшенным белыми бумажными флажками запретительным канатом.
Внимание синтоистских божеств можно привлечь, дважды хлопнув в
ладоши перед алтарем; жертвоприношения и ритуальные обряды также
настраивают ками на благосклонность и дружелюбие.
Буддизм
С распространенней буддизма в Китае,
Тибете, Корее, Японии, Монголии, Бурятии, Шри-Ланке, Бирме,
Таиланде, Лаосе, Кампучии, Вьетнаме существовавшие у местных
народов религиозно-мифологические системы испытывали
существенные изменения. при этом общая основа буддизма
оставалась такой же, как и в Индии, - «Четыре благородные
истины»: жизнь – это страдание, у страдания есть причина,
страдание конечно и существует путь к прекращении страдания.
Этому пути и учил Будда.
Буддизм проник в Японию в середине
VI в. ил Китая. Н если наибольшее влияние на буддизм в Китае
оказали даосизм и связанные с ним верования, то японский буддизм
- это синтез буддийских идей, мифологии синто и японской
культуры.
Характерной чертой сложившегося в
результате сосуществования буддизма и синтоизма общего пантеона
стала двуединость многих входящих е него божеств: тот или иной
будда являл себя через определенное божество в синтоизме
(например, Будда Вайрочана в образе богини Солнца Аматэрасу),
сохраняя при этом собственные свойства и приобретая
дополнительные свойства этого божества.
Одним из главных действующих лиц
буддийских мифов, преданий и легенд стала Бодхисаттва Кфннон
(санскр. «Будда безграничного сострадания»). Понимание ею личных
нужд человека, чего были лишены синтоистские божества, сделало
Каннон чрезвычайно популярной среди простых людей.
С приходом буддизма космология
дополнилась сложными представлениями о мировой вертикали - горе
и шести мирах, в которых перерождаются живые существа в
соответствии с их заслугами. Однако в народном буддизме эта
картина довольно быстро упростилась. Небеса в представлениях
японцев отождествились с реальными горами, издавна считавшимися
обиталищами ками. Так, например, горы Кумано, священные и в
добуддийскую эпоху, с начала IX в. стали почитаться, как место
Чистых земель Бодхисаттв Каннон и Амиды.
Секты
На протяжении веков в Японии
образовались многочисленные религиозные секты, которые мирно
сосуществуют и сегодня. В буддизме школы Тэндай магические
формулы и ритуалы смешиваются с учениями народных целителей,
тогда как популярный дзёдо-буддизм (дзёдо - рай «чистой земли»),
или амидаизм, обещает спасение только путем молитвенного
обращения к милостивому Будде Амиде, не прибегая к медитациям и
изучению священных текстов.
Буддизм школы Сингон представляет
собой скорее магическое учение аскетизма с ярко выраженными
ритуальными церемониями. Самой массовой (30 млн. сторонников)
является созданная еще в 1253 г. секта Нихирэн, стоящая на
позициях известного пра-вопритязания на исключительность с
подчеркнуто националистскими традициями. На ее почве в 1930 г.
родилось общественно-религиозное движение «Сока гаккай»
(«Общество установления ценностей»), которое своим фанатизмом,
политической ангажированностью (партия «Комэйто») и расистской
направленностью заметно отличается от обычно миролюбивых
буддийских сект.
Число приверженцев порой довольно
отравных новых сект и религиозных движений невелико. Но фанатики
часто привлекают к себе внимание сенсационными выходками,
несоразмерными с их истинной значимостью.
Дзэн
В дзэн-буддизме с его двумя
важнейшими сектами Риндзай и Сото во главу угла ставится
внутреннее просветление (сатори), которого можно достичь
исключительно путем медитации, особенно с помощью практики
дзадзэн - сидения в состоянии сосредоточения, созерцания.
Молитвы и изучение сутр играют подчиненную роль (сото) или
вообще никакой (риндзай). Большое значение имеет передачи учения
напрямую от учителя («дзэн») ученику с помощью парадоксальных
вопросов (коан), которыми наставник как бы стремится расшатать
логическое мышление ученика и тем самым освободить его от ложной
привязанности к миру вожделений и страданий. Благодаря своей
аскетической направленности, воспитанию воли и сосредоточению на
главном дзэн приобрел огромную притягательную силу для касты
самураев и до сегодняшнего дня оказывает неослабевающее влияние
на эстетико-культурное развитие Японии.
Конфуцианство
Учение китайского философа Конфуция
(551-479 до н. э.) практически незаметно сегодня в официальной
жизни страны, но оно во многом сформировало японский менталитет;
мораль, принципы управления государством и нормы повседневного
поведения сложились под его влиянием. Зерно учения составляет
идея о перенесении «законов неба» на взаимоотношения в семье,
обществе и государстве. Отношения между правителем и подданным,
отцом и сыном, мужем и женой, старшим и младшим братьями, а
также между друзьями должны соответствовать отношениям между
Солнцем и Луной и остальными небесными светилами. Они
основываются на строгой субординации, гарантией которой является
безоговорочная лояльность. Высшая цель всех стремлений -
установление и поддержание гармонии, которая является на Земле
отражением вечного миропорядка в космосе.